понедельник, 10 мая 2010 г.

Гарантийный срок товаров. Права покупателей.

Как известно, на любой впервые приобретаемый продукт или товар дается гарантия. Т.е. обязательство производителя или продавца что ваши деньги не пропадут зря, а приобретаемый товар будет отвечать заявленным требованиям. Но очень часто владелец того или иного продукта какой-либо компании может являться обладателем одного или более обязательств по гарантийному обслуживанию, в случае поломки или выхода (не по вине владельца) из строя предмета, на который распространяется гарантийный срок обслуживания. Бывает и такой неприятный момент, что счастливый владелец гарантийного талона вдруг обнаруживает, что срок гарантии закончился пару дней назад или этого срока вообще не было указано в документах. Что в таких случаях можно предпринять, как правильно и грамотно оценить обстановку и не нанести себе ущерб, связанный с незнанием элементарных пунктов в законодательстве?

Гарантия фирмы.

Иногда, покупая ту или иную «штучку», которая , судя по прилагаемым документам, изготовлена на базе высочайших нанотехнологий ракетостроения, любой любитель новинок науки лелеет надежду, что его слепая вера в научно-технический прогресс в данный момент не «даст маху» и его очередное приобретение будет способно выполнять свои рабочие функции если не вечность, то, наверное, последующие 40-50лет. Но высокая технология - штука хрупкая и зачастую бывает так, что планеты на небосводе выстраиваются таким образом, что любимое электронное дитя начинает капризничать, выполнять действия на свой лад, а то и вовсе замолкает. В таком случае хозяину приходится быстро развеять мечты о неуязвимости своего электродитяти, достать папки с бумажками на приобретение, порыться в них и узнать, не истек ли гарантийный срок на свое чадо.

Гарантийный срок. Что это?

Это определенный период во времени, в течение которого фирма (продавец товара, его производитель или импортный сервис) обязуются, при выявлении недостатков или прочего, удовлетворить иск потребителя, который следует из обнаруженных недостатков приобретенного продукта. Гарантийный срок и период его действия - это всего лишь право, но отнюдь оно не входит в его обязанности. В случае, когда гарантия не установлена фирмой-производителем, то ее имеет возможность установить организация, продающая товар, которая, в принципе, не несет обязательств для этой цели. Временное действие гарантии обычно устанавливается произвольно, потому что никаких четких указаний в законодательной базе для этого нет. Хотя и считается, что гарантийный срок должен быть не менее 6 месяцев. Увеличивать его может как производитель, так и продавец. Однако, в таком случае срок действия гарантийного документа должен быть четко обозначен - от какого времени и до какого, включительно.

Гарантия производителя и продавца. Что важнее?

Иногда в магазине могут предложить, или бесплатно или же за небольшой денежный взнос, оформление гарантии на приобретение. Тогда у покупателя может оказаться две гарантии - от фирмы, производящей товар и фирмы, которая совершила его продажу. По этому поводу возникнет вопрос, какой гарантийный документ все-таки важнее. Подобные обязательства работают независимо друг от друга. В этом случае гарантийный документ, выданный фирмой-изготовителем, будет важнее. Второй же документ, который выдал продавец, не несет в данном случае никаких правовых обязательств (им можно пренебречь). Но все равно продавец товара обязан принять испортившийся или пришедший в негодность товар для гарантированного обслуживания по ремонту или замене.

Как правильно установить гарантийный срок?

Существует общее правило, что начало действия гарантии устанавливается с момента покупки/передачи товарной единицы покупателю. В исключение попадают товары, имеющие сезонный характер (например обувь) . На них момент начала действия гарантии следует считать с начала сезона (зимы, лета и пр.). Сезонный товар - это тот продукт, которым предполагается пользоваться только в определенное время года. Например, даже если вы купили зимние сапоги на весенней распродаже и планируете носить их только следующей зимой, гарантийный срок на них начнется только с календарным наступлением этой зимы (30 октября).

Есть такое понятие как дистанционный способ покупки, это когда приобретенный продукт нуждается в дополнительной сборке, подключению. В этом случае гарантийные обязательства вступают в силу только после устранения продавцом указанных препятствий. В таком случае дату начала гарантии следует считать по дате, указанной в чеке, выданном при покупке изделия. Если же таковой утерян, то началом гарантийного срока следует считать день изготовления продукта. Многие из компаний устанавливают начало действия гарантии с момента регистрации продукта. Можно сделать и продление срока гарантии, если приобрести пару лет обслуживания, оформив документы нужного сервисного центра.

Если гарант устраняет недоработки или недостатки приобретенного продукта, то срок гарантии должен быть продлен на период неиспользования товара, т.е. на время нахождения его в ремонте. Началом такого периода следует считать момент, когда покупатель обратился в фирму-производитель с требованием устранить недостатки или поломку товара не по его вине. Заканчивается такой срок в день выдачи товара покупателю после ремонта.

Что такое гарантийное требование и кому можно его предъявить?

Если владелец товара обнаружил недостатки в приобретенном товаре в период действия гарантии, то он имеет право сделать одно из предъявлений:

1. Произвести обмен товара на ту же модель, но без изъянов - для изготовителя или продавца.

2. Требовать обмена продукта на аналог другой маркировки, либо с другим артикулом, с доплатой или без нее - для изготовителя или продавца.

3. Требование уменьшения цены и перерасчета ее на товар, имеющий дефект - для изготовителя или продавца.

4. Требовать безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов третьим лицом - для изготовителя или продавца.

5. Требовать расторжения договора о купле-продаже с полным возмещением потраченных средств - для изготовителя или продавца.

Также можно потребовать вдобавок возмещения ущерба, связанного с приобретением некачественного товара. Однако данный факт, как впрочем и размер возмещения ущерба придется доказать. Предъявлять претензию покупатель вправе либо продавцу, либо производителю (по выбору).

Нижняя часть гарантийного «айсберга».

Многие из требований потребителей зачастую просто игнорируются недобросовестными продавцами, которые пользуются либо невежеством покупателей, либо надеясь на собственную безнаказанность. Они «отфутболивают» покупателя то в сервис за тридевять земель, то кормят «завтраками» под различными предлогами, в надежде что тому скоро самому надоест добиваться справедливости.

Существует и так называемая «группа риска» товаров. Это товары, имеющие довольно сложную технологическую цепочку производства. Согласно закона, возврат такого товара возможен только в течение пятнадцати дней с момента его приобретения. Если же срок истек, то в данном случае иск покупателя будет удовлетворен, если:

1. Изъян, обнаруженный в товаре окажется очень серьезным, т.е. изделие не поддается ремонту или, вследствие ремонта, дефект будет проявляться с теми же параметрами, что и до ремонта.

2. Если срок устранения недостатка будет нарушен.

3. Если окажется невозможным использование продукта по назначению в период гарантии в общей сложности более, чем тридцать дней, по причине частых ремонтных мероприятий.

Очень тяжело добиться перерасчета цены в меньшую сторону на товар с дефектом или провести ремонт за счет фирмы-изготовителя. Если же провести ремонт самостоятельно, из расчета предъявить впоследствии иск производителю, то фирма-производитель данное действие посчитает как нарушение выданных ею обязательств.

Иногда может возникнуть проблема с определением «уполномоченного органа», к которому можно будет предъявить свою претензию. Зачастую таким органом служит авторизованный сервис. В договорах сервис-центра и фирмы-изготовителя уделяется вопрос конкретным требованиям потребителей, но практически бывает так, что у сервис-центра может не оказаться полномочий на то, чтобы обменять дефектный товар.

Как быть, если гарантия слишком короткая или ее вовсе не существует?

В таком случае потребитель имеет в своем распоряжении два года для обнаружения дефектности товара и оформления соответствующего требования к производителю или продавцу. В случае слишком короткого срока, покупатель по истечению времени гарантии (период в два года с дня приобретения) имеет право предъявить свои претензии по вопросу обнаруженных недостатков, но только в том случае, если сумеет доказать, что дефекты в товаре уже присутствовали до его покупки.

А вообще, что бы не попадать в неприятную ситуацию, когда приобретение достаточно серьезное, а гарантийных «концов» не найти, не пользуйтесь услугами сомнительных продавцов и неизвестных товаропроизводителей. Как говорится - «Мы не такие богатые, что бы покупать дешевые вещи». А если уж и соблазняетесь дешевизной случайной покупки, отдавайте себе отчет, что гарантия на данный товар - это иллюзия. (по материалам http://www.delaysam.ru )

Комментариев нет:

Републикация материалов блога в полном или сокращенном виде возможна только с указанием активной гиперссылки на блог Страна советов
Рассылки Subscribe.Ru
Советы на все случаи жизни

Lifestyle Blogs - BlogCatalog Blog Directory