Советы на все случаи жизни: здоровье, компьютеры и Интернет, жизнь и закон, мода и стиль, дети и т.д.
суббота, 18 февраля 2012 г.
Как сравнивают малыши?
Детям проще заметить различия между предметами, чем их схожесть. Нередко, два предмета похожи но отличаются только по 1—2 признакам, дети считают абсолютно разными. Слова сходны, похожи, выражают достаточно трудную взаимосвязь между предметами: это означает, что по каким-то признакам предметы сходны, а по другим — различны. Проще определить отношения между разными предметами. Сходство же зачастую скрыто за внешним различием предметов, его необходимо «высмотреть».
Нередко дети плохо различают слова. Довольно часто на вопрос о сходстве предметов — дети отвечают: «Нет, они неодинаковы». То есть, из такого ответа следует, что ребенок нередко вкладывает в слово похожи значение «одинаковые». Обязательно обратите внимание на этот момент и как можно полнее объясните ребенку разницу между этими сходными понятиями.
Младшие школьники склонны выделять и сопоставлять в первую очередь наглядные признаки предметов. У каждого предмета есть определённые признаки, такие как размер, цвет, величина и т. д. Но у предметов имеются и такие признаки, которые при сравнении восприятию не видны. Именно такие признаки на первых порах ускользают от внимания ребенка. Для того чтобы помочь ребенку обнаружить сходство между предметами, кажущимися на первый взгляд непохожими, можно воспользоваться следующими приемами.
Прием первый. Введение третьего объекта. Для того чтобы обнаружить сходство между двумя предметами, обладающими сходными характеристиками, можно добавить третий предмет, совершенно отличающийся от первых двух. К примеру, ребенок, рассматривая изображения двух птичек (воробья и павлина), находит их совершенно непохожими. Тогда предложите ему сравнить каждую птичку, например, с кошкой, уточняя, между кем больше сходства — птичками или между птичкой и кошкой. На фоне контраста с третьим элементом сравнения гораздо отчетливее проступает сходство между первыми двумя.
Прием второй. Введение дополнительного критерия для сравнения. После выяснения отличий между несколькими парами сравниваемых предметов, предложите ребенку отобрать из них те, которые могут быть использованы для определенной цели (например, из которых можно пить воду или с помощью каких из этих предметов можно рыть землю). В данном случае при сравнении предметов вводится дополнительный критерий — их назначение. Именно на основе этого нововведенного критерия ребенку удается обнаружить сходство между предметами по их назначению и использованию. Прием третий. Сравнение предметов с различной степенью сходства.
Предложите ребенку для сравнения несколько пар предметов:
> одинаковые;
> отличающиеся по 1—2 признакам, (например, чайная и столовая ложки);
> имеющие всего пару общих признаков (например, вилка и ложка, ложка и половник);
> совсем непохожие (например, ложка и блюдце).
Очень полезно вместе с ребенком просматривать предметы и сравнивая их между собой, отыскивая причины тех или иных явлений. Один из самых важных приемов, при помощи которого можно выявить особенности. В процессе сравнения в поле зрения (или в сознании) одновременно удерживаются оба сравниваемых предмета. Это становится возможным благодаря тому, что внимание обладает таким важным свойством как объем.
Процесс сравнения у младших школьников имеет характерные особенности:
> дети легче замечают различия у предметов, чем их сходство;
> дети в первую очередь выделяют наглядные признаки предметов (форма, цвет, размер и т. д.), упуская из виду их внутренние свойства.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий